Сельский хоррор. Кинобиография Тоуба Хупера

0 16

В связи с кончиной Тоуба Хупера предлагаю в подробностях вспомнить работы этого мастера хоррора.


В 1974 году Тоуб Хупер дебютировал фильмом, послужившим началом нового поджанра – “Техасская резня бензопилой”.

Хупер был родом из Техаса, сельской местности, в которой жили зачастую грубые, жестокие, неотёсанные мужланы. Подобные персонажи и стали основными в его классике жанра. Оттенок деревенщины стал отличительной чертой его фильмов.

«Техасская резня бензопилой» начинается с заголовка, что всё произошедшее в фильме – правда. Отчасти это верно. Хупер взял в основу сюжета реально существовавшего маньяка Эда Гейна, который орудовал в штате Висконсин. Чудовищность преступлений Эда Гейна шокировала весь мир: он убивал людей, сдирал с них кожу и создавал из неё своего рода ужасающие произведения искусства. Раннее он был прообразом главного злодея в хичкоковском «Психо». В «Психо» была отражена одержимость матерью Гейна – религиозной фанатичкой, члены семьи которой были ярыми противниками всего, что связано с сексом и видели во всём похоть и разврат. Мать Гейна не позволяла общаться ему с другими ребятами и яро доказывала ему, что мир погряз в разврате и грехе. Сам же Гейн с самого детства обладал рядом странностей и был очень замкнут. Мать постоянно на него кричала, называя неудачником. После смерти своей матери от инсульта, Гейн занимался выкапыванием трупов, частями тел которых вскоре «украсил» свой фермерский домик. Впоследствии он совершил несколько жестоких убийств, и был помещён в сумасшедший дом, где умер в возрасте 78 лет.

Помимо одержимости матерью главного героя, в «Психо» был ещё намёк на инцест. И если Хичкок в «Психо» поставил акцент на одержимости прототипа Эда Гейна, то Хупер в «Техасской резне» акцентировал внимание на его ужасающих преступлениях.

Группа молодых людей едет на фургоне в Техас, чтобы проверить не надругались ли над могилой дедушки главных героев – Салли и её брата-инвалида – Франклина, местные вандалы. По пути им попадается парень из скотобойни, путешествующий автостопом. Он оказывается психически неуравновешенным и молодые люди с трудом выталкивают его из фургона. Они посещают старый фермерский дом, в котором жил когда-то дедушка Салли и Франклина. Но дом не пустует – в нём живёт сумасшедшая семейка убийц-каннибалов. Главным убийцей в семье является «Кожаное лицо». Он носит маску, сделанную из человеческой кожи и орудует бензопилой. Теперь главным героям предстоит приложить немало усилий, чтобы выжить в ужасающей кровавой резне.

Не смотря на название, самой резни в фильме не так уж много. В то время как в 1970-е вышло большое количество кровавых трэш-фильмов, в которых насилие и ужас были показаны наглядно и отталкивающе, в «Техасской резне» всё самое ужасное происходит за кадром. Фильм пугает прежде всего своей атмосферой. Он создаёт впечатление документального фильма. Именно это и стало одной из главных его особенностей. Ещё одна особенность, ставшая впоследствии основной в картинах Хупера – смесь ужасов с чёрным юмором.

Фильм создавался в наиболее экстремальных условиях. Съёмки проходили в самый пик жары в сельском доме Техаса, в котором постоянно стоял ужасный смрад. Актёрам приходилось порой работать по 26 часов подряд, без особых перерывов. Исполнительнице главной роли Мэрилин Бёрнс особенно пришлось нелегко на время съёмок. Поскольку ей была уделена большая часть экранного времени, а играла она главную жертву, её основной задачей было – реагировать на происходящий ужас. В фильме есть сцена, где её героиня продолжает кричать безостановочно, создавая невероятный накал психологического напряжения. В её криках было нечто по-настоящему реалистичное, чего зачастую нельзя встретить в традиционных голливудских фильмах ужасов. А в большинстве сцен с её участием кровь не была бутафорской – она на самом деле поранилась о ветви деревьев во время бегства от «Кожаного лица».

Ещё одна актриса поранилась о мясной крюк, в сцене, где её героиню «Кожаное лицо» насаживает на него. Так что, её реакция не была наигранной.

А актёру, играющего главу семейства приходилось по 36 часов терпеть пока «старческий» грим застывал на его лице.

Вся изнурённость, усталость и ужас, испытанная актёрами и создателями каким-то образом смогла выплеснуться в фильме, придав ему ещё больший налёт реалистичности.

По словам Хупера, к концу съёмок все, кто работал над фильмом, просто возненавидели его (Хупера).

Благодаря «Техасской резне» появился поджанр «Слэшер». И, хотя первым фильмом данного поджанра считается «Хэллоуин», вышедший четырьмя годами позже, «Техасская резня» во многом заложил его основу.

Главный злодей «Кожаное лицо» в результате стал каноническим.

«Техасская резня бензопилой» имел колоссальный успех, собрав в прокате около 30 000 000 долларов. Однако средства от прибыли достались инвесторам, а создатели получили лишь минимальные деньги.
Помимо этого, фильм получил награду на французском фестивале фантастического кино, который возглавляли такие режиссёры как Микеланджело Антониони и Сергей Бондарчук.

После успеха своего дебютного фильма карьера Тоуба Хупера временно приостановилась. Всё потому что Хупер сторонился Голливуда и принципиально не хотел перебираться в Лос-Анджелес. Та же история в своё время произошла и с Джорджем Ромеро. И хотя его фильм имел большой успех, никто не предлагал ему контрактов для последующих картин. По этой причине Хупер таки перебрался в Голливуд, где вскоре начал съёмки своего следующего фильма.

Этим фильмом стал «Съеденные заживо» (1976). В нём Хупер продолжал экспериментировать с ужасами в сочетании с чёрным юмором, и налётом деревенщины. Но на этот раз Хупер был ограничен волей голливудских продюсеров, которые зачастую выдвигали собственные правила и всё меньше предоставляли ему свободу творчества. Из-за этого Хупер, до этого решивший, что будет снимать фильм на своё усмотрение, был полностью подавлен. Но в картине сохранился его особый стиль.

Примечательно в «Съеденных заживо» появление Роберта Инглунда, который позже прославится в роли Фредди Крюгера. Это была одна из его ранних ролей в кино. Впоследствии Хупер неоднократно с ним сотрудничал, в том числе в первой серии сериала “Кошмары Фредди”, которая по сути была приквелом “Кошмара на улице Вязов”.

В 1979 году Хупер прибегнул к нетипичному для себя формату. Он снял мини-сериал для телевидения – «Салемс Лот», основанный на романе Стивена Кинга. Это, пожалуй, лучшая его картина после «Техасской резни».

При написании «Салемс Лот» Стивен Кинг вдохновлялся «Дракулой» Брэма Стокера, а образ главного вампира – Курта Барлоу списал с графа Орлока из первой неофициальной экранизации “Дракулы” – “Носферату. Симфония ужаса”.

Экранизация «Салема» получилась весьма впечатляющей. В фильме есть несколько по-настоящему устрашающих сцен, в частности – появление за окном мальчика в ночи ставшего вампиром.

Образ зловещего вампира Курта Барлоу воплотил на экране Реджи Нолдер, который и без грима выглядел жутко, в результате полученных ожогов во время пожара. Он создал потрясающий образ вампира, подобного Носферату.

Одну из главных ролей исполнил классический голливудский актёр – Джеймс Мейсон, больше всего известный по роли в «Лолите» Стэнли Кубрика.

В своём следующем фильме «Смертельная забава» Хупер воплотил дань уважения классическим фильмам ужасов, сделав отсылки на такие картины как: «Франкенштейн», «Невеста Франкенштейна», «Психо» и «Хэллоуин». Во время съёмок «Смертельной забавы» Хупер впервые сотрудничал со студией Universal. Но фильм не имел значительного успеха.

Куда большего успеха Хупер добился, после того как с ним связался никто иной, как Стивен Спилберг, и предложил ему снять фильм о призраках – «Полтергейст» (1982). Хупер не задумываясь согласился. Спилберг был сценаристом и продюсером фильма.

Сюжет «Полтергейста» в последствии стал основой для многих фильмах о призраках. Благодаря ему Хупер показал, что вполне может снимать в голливудском стиле, с применением различных спецэффектов. Во многом это была, конечно, и заслуга Спилберга, который всегда славился многобюджетным зрелищным кино.

Существует версия, что Спилберг был недоволен конечным результатом, и полностью переснял фильм. Неизвестно, так ли это, но подобного рода слухи сыграли свою роль в карьере Хупера.

«Полтергейст» имел огромный успех и навсегда вошёл в историю жанра, как один из самых страшных фильмов ужасов за всю историю кино.

Вслед за этим Хупер снял ещё несколько зрелищных фантастических фильмов ужасов: «Жизненная сила» и ремейк «Захватчиков с Марса». Обе картины имели сдержанный успех.

Со временем в фильмах Хупера постепенно исчезал его фирменный стиль, в сочетании ужасов с юмором. По этой причине Хупер решил вернуться к своим истокам и снял «Техасскую резню бензопилой 2» (1986).

Вторая часть знаменитого дебюта Хупера получилась невероятно кровавой, трэшевой, и, конечно же, с оттенками чёрного юмора. Хупер знал, что не сможет повторить былой успех, поэтому вторая часть была выдержана в ином ключе. Второй фильм превратился в своего рода пародию на оригинал.

Главную роль исполнил Деннис Хоппер. Он играет шерифа, который охотится на безумную семейку каннибалов. По мере продвижения фильма, он становится ещё более безумным, чем сами маньяки. Вооружившись тремя бензопилами он идёт по стопам «Кожаного лица», распиливая всё на своём пути. А в финале происходит кровавое сражение на бензопилах.


Из актёрского состава первой части был задействован лишь Джим Сидоу в роли главы безумной семейки.

Исполнитель роли «Кожаного лица» из первой части Гуннар Хансен был расстроен, что Хупер не утвердил его на роль во втором фильме. Но когда Хансен увидел вторую часть, она ему не понравилась.

А у исполнительницы роли Салли из первой части Мэрилин Бёрнс была идея мести. Она хотела, чтобы вторая часть была сфокусирована на том, как Салли, пережив весь кошмар первой части, решает со временем отомстить своим обидчикам. Такой сюжет был бы, откровенно говоря, намного лучше, чем то, что снял Хупер в результате.

Лучше всего из актёрского состава себя проявил Билл Моусли, который славился ролями маньяков и безумцев. Его персонажа зовут Чоп Топ. По сюжету он – брат психически неуравновешенного автостопщика из первой части. У Чоп Топа довольно странная предыстория (со слов самого Моусли) : предположительно, он был на войне во Вьетнаме, где ему снесло пол-головы. Часть головы ему залатали металлической пластиной, и это место у него постоянно чесалось, что видно неоднократно по ходу фильма. Он постоянно чесал это место вешалкой. У него была подкожная пластина, которая в процессе фильма сильно обнажилась . Такого рода деталь довольно странная и, в то же время, жуткая, предоставила персонажу Моусли ещё большую эксцентричность.
Чоп Топ получился самым безумным из всей семейки маньяков. Он даже произвёл большее впечатление, чем «Кожаное лицо».

«Техасская резня бензопилой 2» окупился в прокате, двукратно превзойдя свой бюджет. Но сам фильм получился просто невразумительным фильмом ужасов с элементами чёрной комедии.

В дальнейшие несколько лет было снято ещё 2 части «Техасской резни»: в 1990 и 1994 годах. Хупер не имел к ним никакого отношения. Третья часть была не так хороша, как оригинал, но во многом лучше второй. Роль главы семейства каннибалов в ней блистательно исполнил Вигго Мортенсен (наиболее известен по роли Арагорна в трилогии «Властелин колец»).

Четвёртую часть снял Ким Хенкел – сценарист первого фильма. Четвёртая «Техасская резня» получилась ещё хуже, чем вторая часть. Это был самый худший сиквел из всех.

Но на этом сага о «Техасской резне» не закончилась: в 2003 году вышел ремейк первого фильма, а в 2006 – приквел, в котором показано с чего всё начиналось. В 2013 году вышла «Техасская резня», в которой игнорируются события предыдущих частей. Этот фильм является прямым продолжением оригинала. В эпизодах были задействованы актёры из старых фильмов: Гуннер Хансен, Билл Моусли и Мэрилин Бёрнс.

Но ни один фильм так и не смог превзойти оригинал, с его особым стилем и психологическим напряжением.

В последние годы Хупер продолжал снимать малобюджетные фильмы ужасов, которые, однако, были уже ни так хороши, как его ранние работы.

Вам также могут понравиться Еще от автора

Комментарии:

Отправить ответ

Подписаться
avatar
wpDiscuz
Да Нет