Мексиканский хоррор

0 44

Начиная с начала 1950-х в Мексике образовалась собственная эпоха фильмов ужасов. Зачастую мексиканские фильмы имели сверхъестественные явления и потрясающую готическую атмосферу.

Основателем мексиканской школы ужасов считается режиссёр Хуан Бастильо Оро, снявший более 50 фильмов, начиная с 1920-х. Его фильм «El hombre sin rostro» («Человек без лица») – один из самых влиятельных мексиканских фильмов ужасов.

Наиболее популярные персонажи в мексиканских хоррорах были: мумии, вампиры, оборотни, ведьмы и роботы.

Вместе с тем в Мексике был популярна разновидность реслинга – Луча Либре, в котором обязательным атрибутом было наименование яркой маски. Зачастую в мексиканских фильмах ужасов появлялись реслеры, практикующие Луча Либре.

Самым популярным актёром-рестлером был Санто. Он снялся в цикле фильмов, в которых сражался с большим количеством классических монстров: «Санто против вампирши», «Санто против зомби», «Санто против короля преступлений», «Санто в музее восковых фигур», и т.д.

Один из самых известных мексиканских циклов фильмов были: «Мумия ацтеков», «Проклятие мумии ацтеков», «Робот против мумии ацтеков», и «Женщины-рестлеры против мумии ацтеков».

В данном цикле фильмов классические сюжеты о мумиях были приправлены мексиканским колоритом в сочетании с мифологией о древних ацтеках.

Фильм «Ведьма» (1954) – также один из самых влиятельных мексиканских хорроров.

 

 

 

Сюжет «Ведьмы» в каком-то смысле предшествовал хаммеровскому фильму «Франкенштейн создал женщину».

Главная героиня обладает обезображенной внешностью. Безумный учёный превращает её в красавицу и использует для того, чтобы отомстить убийцам своей дочери, которые намеревались украсть некую научную формулу, созданную им.

В фильме «El monstruo resucitado» («Живой монстр») (1953) мексиканцы совместили историю Призрака оперы с Франкенштейном.

Главный герой – учёный по имени Герман Линг, который родился с обезображенной внешностью. От него отказались родители. Он живёт отщепенцем и постоянно носит маску, скрывающую его ужасную внешность. Один раз он даёт объявление в газету, где пишет, что ту, которая полюбит его таким какой он есть, ждёт большая награда. На объявление отреагировала красивая молодая журналистка, которой необходим сенсационный материал для газеты. Встретившись, Линг привёз её к себе домой, где рассказал о своей кошмарной жизни. Журналистка проникается душераздирающей историей и испытывает жалость к Лингу. Она просит его снять маску и показать свой истинный облик. Увидев его, она упала в обморок. Очнувшись, она совладала собой и даже поцеловала Линга. Линг вне себя от счастья. Но, как оказалось, журналистка решила лишь использовать историю его жизни в качестве сенсационного материала для своей газеты. Узнав об этом, Линг решает отомстить, создав собственного монстра.

 

«Живой монстр» – один из лучших мексиканских хорроров 1950-х. Он имеет гипнотическую мрачную атмосферу и множество атрибутов добротного атмосферного фильма ужасов. Грим главного героя в чём-то схож с гримом Лона Чейни в «Призраке оперы». И, подобно Чейни, исполнитель главной роли Хосе Мария Линарес-Ривас, наделил своего персонажа огромным сочувствием.

Главную женскую роль прекрасно исполнила чехословацкая актриса Мирослава Стерн.

Режиссёром был Чано Уруэта, снявший немало классических мексиканских хорроров(к тому же – бывший ассистент Сергея Эйзенштейна), самый известный из которых – «Зеркало ведьмы» (1962).

«Зеркало ведьмы» – потрясающий атмосферный фильм, и, пожалуй, лучший мексиканский фильм ужасов периода 1960-х. В нём есть все атрибуты добротного готического фильма: мрачная атмосфера, старинный замок, мстящий дух убитой мужем девушки. Помимо этого, во второй части фильма заметно явное влияние французского хоррора – «Глаза без лица».

Раннее Чано Уруэта снял довольно слабый фильм «Ужасный барон» (1962).

Средневековье. Мексиканский барон приговорён к сожжению по обвинению в колдовстве. Перед смертью он всех проклинает и обещает вернуться, чтобы отомстить. Но вернуться необычным образом – в виде кометы, чтобы уничтожить потомков всех тех, кто причастен к его сожжению. 300 лет спустя барон, снова оказавшись на Земле, обретает человеческий вид. А когда нападает на своих жертв, превращается в ужасного монстра и поедает их мозги.

«Ужасный барон» – наиболее трэшевый мексиканский фильм ужасов.
Главную роль в «Ужасном бароне» исполнил классический мексиканский актёр – Абель Салазар. Помимо съёмок, он занимался ещё и продюсированием мексиканских фильмов ужасов.

В 1957 году Салазар сыграл главную роль в фильме «El vampiro» («Вампир»).

«Вампир» – один из лучших представителей европейских фильмов о вампирах. Он имеет мрачную готическую атмосферу с туманными кладбищами и лесами. Многие атрибуты «Вампира» предшествовали классическим атрибутам хаммеровских фильмов и итальянских фильмов ужасов 1960-х. А исполнитель роли вампира Герман Роблз оказал немалое влияние на игру Кристофера Ли в роли Дракулы.

Вслед за «Вампиром» последовал сиквел «El ataud del vampiro» («Гробница вампира»). Сиквел был снят, судя по всему, в большой спешке, отчего некоторые моменты выглядят несколько халтурно. Кроме того, во второй фильм добавили некоторую долю юмора.

Режиссёром обоих фильмов был Фернандо Мендес, также снявший несколько примечательных фильмов ужасов, таких как: «Похитители тел» (1957), «Тайны из могилы» (1959) и «Плач смерти» (1959).
Помимо этого, в Мексике были сняты ещё несколько атмосферных фильмов о вампирах: «Кровавый вампир» (1962) и «Вторжение вампиров» (1963).

Вслед за дилогией «Вампир» мексиканцы пошли по стопам студии Universal, совместив нескольких монстров в фильме «Замок монстров» (1958). В этом фильме мексиканцы собрали вместе таких классических монстров, как: Человек-волк, Монстр Франкенштейна, Дракула и Существо из Черной Лагуны. Подобно фильмам про Эбботта и Костелло, в «Замке монстров» тоже присутствуют элементы комедии, высмеивающие шаблоны фильмов ужасов.

В 1960 году мексиканский хоррор обзавелся ветераном жанра Лоном Чейни, который повторно исполнил свою самую известную роль Человека-волка, в комедии ужасов «Дом ужасов». Сюжет фильма не сильно отличался от классики Universal: безумный ученый, жаждащий воскрешать мертвецов, комичный персонаж в духе Эббота и Костелло, красавица, которую, конечно же, похищает «чудовище» в лице Человека-волка, кульминация с горящим зданием и происходящем в нем сражением главных героев с монстром и, конечно же, хэппи-энд. Не смотря на все клише, это довольно веселый фильм, наполненный добротным юмором в сочетании с мрачной атмосферой, одновременно высмеивающий и в то же время придерживающийся шаблонов классических фильмов ужасов студии Universal.

В фильме «Дьявольские люди-куклы» (1961) мексиканцы обратились к теме вудуизма, показав, насколько страшными бывают последствия, для тех, кто вовлекается в неизведанный для себя мир магии.

Продолжая тему колдовства и родового проклятия, мексиканцы сняли фильм «Проклятие плакальщицы» (1963), в основу которого легла мексиканская народная легенда о женщине-призраке. Данный фильм также один из наиболее значимых среди мексиканских хорроров. По своему сюжету и структуре, «Проклятие плакальщицы» во многом схож с «Маской сатаны» Марио Бавы.

В 1964 году вышел фильм «Музей ужаса», который был вольным ремейком «Музея восковых фигур», и, помимо этого, содержал в себе сюжетные ходы «Похитителя тел». Это тоже весьма неплохой атмосферный фильм, но в сравнении с оригиналом, выглядит довольно скудно.

«Проклятие плакальщицы» и «Музей ужаса» снял Рафаэль Баледон – один из выдающихся хоррор-режиссёров, снявший в общей сложности 70 фильмов. Наиболее известный его фильм ужасов – «Человек и монстр» (1959), который был своеобразной интерпретацией «Доктора Джекила и мистера Хайда».

Главный герой – пианист, который продал душу дьяволу ,чтобы стать известным на весь мир музыкантом. Но когда он играет, то превращается в жуткого монстра и наводит ужас на всю округу.

Помимо этого, Баледон обратился к истории Франкенштейна в фильме «Орлак, преисподняя Франкенштейна».

Больше всего Баледон известен по фэнтези–фильму «Приключения белого коня и мальчика», который пользовался особым успехом в СССР. В СССР он вышел под названием «Золотой пояс».

В конце 1960-х в мексиканских хоррорах зачастую стали появляться ветераны жанра. Борис Карлофф снялся в 4 мексиканских хоррорах, которые стали последними в его карьере. В тот же период в нескольких мексиканских фильмах засветился и Джон Кэрредин: «Вскрытие призрака» (на пару с Бэзилом Рэтбоуном), «Дьявольское соглашение», «Вампиры (1969), «Смертельная загадка», и «Госпожа Смерть». В этих фильмах Кэрредин играл вполне свойственные ему роли безумных ученых и вампиров. Но сами фильмы получились весьма посредственными, затянутыми и шаблонными. Порой даже наличие Кэрредина (который ни так уж часто появляется на экране) не спасают фильмы от краха. Это были вполне типичные второсортные фильмы, ничем не уступающие ранним мексиканским хоррорам с их особой атмосферой и, пусть не очень оригинальными, но, все же, увлекательными сюжетами.

Завершающим этапом мексиканского хоррора стал фильм «Алукарда». В нём сочлись: эротика, эксплуатационное кино, сюрреализм и высокохудожественное искусство.

Квентин Тарантино и Роберт Родригес предоставили дань уважения классическим мексиканским фильмам ужасов в «От заката до рассвета». Они воссоздали мексиканский тип вампиров в своей картине, сакцентировав основной вампирский эротизм и притягательность в танце Сальмы Хайек (а имя для ее героини – Сантанико Пандемониум – позаимствовали из названия мексиканского фильма ужасов «Satanico pandemonium»).

А голливудский режиссёр Гильермо дель Торо, рождённый в Мексике, продолжает в своих картинах традиции, заложенные в мексиканских фильмах ужасов 1950-х, выведя их на уровень блокбастеров.

Вам также могут понравиться Еще от автора

Комментарии:

Отправить ответ

Подписаться
avatar
wpDiscuz
Да Нет